Уважаемые пациенты. Обращаем ваше внимание на изменение цем с 01 марта 2024 года.
Вертолётчиков 5к1
Весенняя 8
Вертолётчиков 5к1
Весенняя 8
Вернуться назад

Нарушение фонематического слуха у детей: причины, обследование, лечение и коррекция

Фонематический слух напрямую связан с физиологическим, то есть с врожденной способностью слышать различные звуки внешнего мира. Различие между ними в том, что первый помогает не просто слышать, но и анализировать информацию. Фонематическое восприятие в логопедии – это более узкое понятие, включающее в себя различение на слух основных частей слова (слога, звука), дифференциацию речевых и неречевых звуков, определение силы, тембра голоса и многое другое. Если восприятие фонем не сформировано по ряду причин, то происходит нарушение слоговой и звуковой языковых составляющих.

Определение

Фонематический слух – это способность различать, анализировать и дифференцировать услышанные фонемы – это фонематический слух. Анализатор звуков включается у ребенка сразу после рождения.

Он прислушивается к голосам, реагирует на них. Спустя 6-7 месяцев подражает разговорам взрослых, копируя слоги, отдельный звуки. К 12 месяцем – говорит первое слово.

Таким образом формируются акустические образы отдельных фонем. Дети могут их смешивать, заменять, это считается нормой до определенного возраста. К 4 годам, малыш должен хорошо усвоить технику произношения большинства звуков родного языка. Исключение составляют только – . Если этого не произошло, то можно говорить о дислалии – фонематическом нарушении слуха. Важно, чтобы неправильное произношение не вошло в привычку, ребенок должен научиться контролировать четкость речи, внимательно прислушиваться к окружающим, себе.

Прогноз и профилактика

Чтобы не было отклонений в развитии речи ребенка, нужно регулярно проводить с ним занятия. В первые месяцы жизни они состоят в массаже пальчиков, в постоянном разговоре с ребенком. В дальнейшем добавляются различные игры, соответствующие возрасту, чтение книжек и так далее. Важным пунктом является регулярное посещение педиатра и узких специалистов с целью выявления возможных отклонений на ранних этапах. Если коррекция речи ребенка начата вовремя, как правило, недостатки полностью устраняются.

Как проявляется

Смешения звуков, замена провоцируют дислалию. Ее наличие можно определить по следующим признакам:

  • Нарушение звукопроизношения. Замена звука, например, звонкие воспринимаются, произносятся как глухие, твердые как мягкие.
  • Пропуск согласных, гласных фонем в словах, перестановка их местами, постановка лишних звуков. Например, сЛободный, вместо сВободный, дереЛа вместо дерево и т.д.
  • Слабая дифференциация схожих фонем, их замена в устной, письменной речи. Например, смешение и замена с, з, ш – крыса вместо крыша, сук вместо жук.

Нарушение фонематического слуха у детей ведет к ошибкам в грамматике. Наиболее часто встречающиеся орфографические ошибки – это безударные гласные, удвоенные согласные, глухие на конце слова. Школьник просто не слышит ударный звук. Он схож для него с безударным, поэтому затрудняется в подборе проверочного слова. В школе такие дети оказываются неуспевающими не по причине умственной отсталости или слабо развитого интеллекта, а из-за нарушения фонематического слуха.

image

Моторика рук в помощь детям с ФФНР

Абсолютно достоверно установлено, что степень сформированности точных и тонких движений пальцами рук непосредственно влияет на ФФНР в логопедии. Что это значит? Человеческая речь является результатом согласованной работы многих отделов головного мозга, который отдает приказы артикулярным органам. Ученые установили, что у детей, мелкая моторика пальцев которых соответствует возрасту, развитие речи также отвечает нормам. Поэтому детям с ФФНР обязательно проводятся занятия, развивающие моторику:

— игры с пальчиками;

— гимнастика для кистей рук и пальчиков;

— специальные упражнения (складывание фигур мозаики, нанизывание бусинок, лепка из пластилина, раскрашивание картинок).

Причины

За речевой слух отвечают центральная и периферическая нервная система. Негативное влияние, оказанной на них, является толчком к акустическим дисфункциям. Основными причинами заболевания могут стать:

  • Ослабление организма в любом возрасте, особенно раннем
  • Инфекционные заболевания
  • Проблемы пищеварением

Недостаток витаминов, минеральных веществ ведет к вялости, замкнутости, апатичности. Слабеет внимание, уровень концентрации, память.

  • Заболевания щитовидной железы

Особенно опасен гипотиреоз в раннем возрасте, у новорожденных детей. Недостаток гормонов или их изобилие оказывают сильнейшее влияние на мозговые процессы, психическое развитие.

  • Гиперактивность

Ребенку сложно сконцентрироваться, он не прислушивается к разговорам взрослых, их речи. Улавливает фонемы отрывочно, так же воспроизводит.

  • Тугоухость
  • Травмы головы, органов речи и слуха
  • Неблагоприятная социальная среда
  • Отрицательный пример

У родителей есть явные, запущенные дефекты речи, которые не были исправлены в детстве.

Вне зависимости от причин нарушения фонематического слуха, следует обращаться к логопеду, ларингологу, неврологу как можно раньше. Только специальное обследование, выявление причин заболевания помогут поставить диагноз, вовремя скорректировать дефекты.

Классификация

Речевые расстройства могут быть в легкой степени, в средней и в тяжелой.

Легкая наблюдается, когда ребенок не может дифференцировать и произносить только некоторые, особенно сложные фонемы или их сочетания.

Средняя форма диагностируется, если нарушения звукового анализа более серьезные. В данном случае ребенок не отличает и не произносит правильно значительное количество фонем. При чтении и при письме такие дети совершают специфические ошибки, в разговоре неправильно воспроизводят слоги в словах.

Тяжелая степень характеризуется глубокими фонетическими нарушениями. Дети с такой проблемой не различают фонемы на слух, не умеют выделять их в словах, устанавливать их последовательность, формировать в словах слоги. Практически всегда при тяжелой степени ФФНР речь детей несвязна и трудно понятна окружающим.

Диагностика

Важно проводить обследование фонематического слуха у дошкольников, до поступления в первый класс. Их делают логопед, дефектолог и родители. Диагностические методики разработаны Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной. Обследования успешно применяют в школе, детском саду, на комиссии ПМК.

Специалист по работе с детьми использует следующие способы диагностики дефектов акустики и речи:

  • Определение источника звука (неречевого)

Испытуемому предлагается послушать с закрытыми глазами музыкальный инструмент, а потом сказать, какой их них издавал звук. Используются бубны, погремушки, барабаны, колокольчики.

  • Различение фонематически схожих слов

Упражнение “Внимательные ушки”.

Перед исследуемым лежат картинки с изображением знакомых ему предметов. Это фрукты, животные, игрушки и т.д. Взрослым произносит группу слов, похожих друг на друга фонетически, одно из них называет нарисованный предмет. Испытуемый должен поднять картинку тогда, когда услышит правильное название изображения.

Например, на картинке груша. Взрослый медленно произносит: груфа, глюся, груша, глуса и т.д.

Любое поднятие картинки без точного названия считается ошибкой.

Еще один вариант проведения диагностики с помощью одинаковых по звучанию слов – это “Покажи сам”. Дошкольник получает картинки с изображением предметов. Например, кочка -почка -дочка; коза-коса-лоза;лужи-лыжи т.д. по просьбе педагога указывает на предмет, который ему назвали.

  • Дифференциация слогов

Проверяется способность отличить мягкие – твердые, глухие – звонкие согласные, путем повторения услышанного.

Педагог говорит: Ча-тя-ча, му-мя-ма. Ребенок должен повторить группу слогов.

  • Дифференциация фонем

“Хлопни в ладоши”

Дошкольник слушает набор звуков, хлопая в ладошки, если заметил указанную логопедом фонему.

Например, найди в звуковом ряду М.

  • Звуковой анализ

Обследования базируются на выделении отдельных фонем в слове. Например, ударной гласной, первого звука или последнего, количества фонем до и после нужного звука.

Для анализа предлагаются слова из 3 звуков, если ребенку более 5 лет – из 4-5.

  • Представление фонемы и подбор слова

Более сложное исследование, основанное на фонематическом анализе представлений. Исследуемый должен назвать слова с нужной буквой, например, Д. Или выбрать изображение на картинке, в названии которого 4-5 букв.

По результатам диагностики нарушения фонематического слуха педагог:

  1. составляет индивидуальную программу коррекции дефектов;
  2. направляет на дальнейшее медицинское обследование при необходимости выявлении причин заболевания.

С помощью этих методов анализа можно проследить динамику развития акустических способностей, эффективность коррекционных мероприятий.

Артикуляционная гимнастика

Целью таких занятий является укрепление мышц артикуляционных органов ребенка (языка, губ, мягкого нёба), развитие их подвижности и обучение их дифференцированным движениям. Очень удобно выполнять упражнения перед зеркалом либо с использованием специальных предметов (медицинского шпателя, обычной ложки, соски и других). Например, звук «ш» можно научить произносить с помощью таких упражнений:

1.«Заборчик» (растянуть в улыбке губы так, чтобы были видны зубы верхние и нижние, затем их зажать).

2. «Окошко» (раскрыть рот, чтобы были видны и верхние зубы, и нижние).

3. «Лопаточка» (приоткрыть рот, на нижней губе распластать язык и произнести «пя-пя-пя». Широкий язык удерживать до счета 10).

4. «Чашечка» (необходимо открыть рот пошире, поднять язык, чтобы он не касался зубов, и постараться приподнять его края и кончик).

5. «Вкусное варенье» (широко открыв рот, облизать губы, двигая языком не влево-вправо, а вверх-вниз).

Коррекция

Нарушение фонематического слуха у детей лечится комплексно. Что пропить или как заниматься, нужно узнавать у специалистов: невролога, психиатра, логопеда, дефектолога. Медицинская помощь оказывается вместе с активными занятиями с педагогами.

Медикаментозное лечение

С помощью лекарств нельзя научить говорить, но их применение способствует улучшению функционального состояния мозга, кровотока. Повышение работоспособности мозга напрямую связано с увеличением объема памяти, способностью концентрации внимания. Малышам приходится много трудиться, стараться запоминать новое, следить за своей, чужой речью. Таблетки, уколы помогают ему в этом сложном процессе.

Чаще всего невролог и врач логопед назначают:

  • Пантогам

Стимулирует ЦНС, уменьшает возбудимость, повышает умственную работоспособность.

  • Глицин

Снимает эмоциональное напряжение, агрессивность, улучшает сон.

  • Фенибут

Нормализует обмен веществ в тканях и кровообращение в мозге. Снимает чувство страха, тревоги, повышает работоспособность.

  • Кортексин

Восстанавливает функции мозга после травм, стрессов. Улучшает память, внимание, повышает уровень обучаемости.

Одновременно с приемом медикаментов назначается массаж, ЛФК. Родителям так же следует следить за питанием малыша. Добавлять в рацион больше мясных блюд и фруктов. Обратить внимание на уровень гемоглобина.

Значение понятия фонематический слух

Речь состоит из кратких элементов, называемых фонемами. Умение распознавать их в разговоре без визуализации букв называется речевым слухом.

Хотя этот термин переводится с древнегреческого как «звук», смысл его отличается. Например, в слове «ягода» «я» — звуковая модель, но она состоит из двух звуков: «й» и «а».

Для одной и той же буквы или одного и того же звука в зависимости от говора могут применяться разные фонемы. Например, звук «г» в одних регионах произносится как взрывной, четко, в других — мягко, с призвуком «х». Взрослый человек распознает звуковую структуру, не задумываясь. Ребенку же структурировать непрерывный речевой поток поначалу сложно.

Сензитивные периоды для речи

Пока еще не завершился процесс миелинизации нервных волокон, дети не могут воспринять и сохранить полученную информацию в полном объеме, она теряется по пути. А вот сенсорика идет хорошо. Поэтому не надо усиленно заставлять ребенка учить буквы, читать, считать бог знает до скольки и решать примеры, писать целыми страницами. Заниматься нужно совсем другим делом: развивать органы чувств, уметь слышать звуки: речевые и музыкальные, их темп и ритм, различать цвета, формы, размеры, чувствовать запахи, учиться наблюдать за природой, окружающим миром.

Всему свое время, не надо бежать впереди велосипеда. И пытаться раскрыть бутон цветка раньше, нежели он сам развернет свои лепестки. В таком случае дети теряют интерес к процессу обучения. Процесс познания нового у них превращается в неприятную повинность. И вроде смотрят родители, столько было вложено в ребенка, столько потрачено времени и средств, а он никак не оправдывает ожидания. Отлынивает от учебы, просиживает время на уроках, выходя с оттуда с головой, чистой от вложенных в нее знаний.

Речевой слух

Что подразумевается под понятием “фонематический слух”? Он является частью общего слуха. Это умение отличать звуки человеческой речи, своего родного языка, от других звуков. Умение отличать друг от друга слова, которые очень похоже звучат, например “мишка” и “мышка”. Соотносить слово с предметом, его признаками и действиями, вне зависимости, сказаны они тихо или громко, тонким, писклявым голосом или грубым, низким. А также понимать разницу между словами, которые звучат одинаково, но обозначают разное. Например, “мой” — “мой руки” и “мой мяч”.

Логопедические примеры

В возрасте после 3–4 лет, когда ребенок уже умеет разговаривать, для формирования фонематического слуха можно выполнять специальные задания.

Проводить такие занятия с ребенком можно не только дома, но и гуляя в парке, ожидая в очереди, во время поездок в транспорте и т. п.

Игровые занятия, развивающие фонематический слух, следует проводить 2–3 раза в неделю. Регулярное выполнение упражнений улучшит понимание речи окружающих, произношение отдельных звуков, увеличит словарный запас малыша, поможет будущему школьнику успевать в учебе.

Если же самостоятельные занятия не дадут должного результата, необходимо обратиться к логопеду, который владеет специальными методиками по исправлению данного дефекта.

Что такое слог?

Ну и наконец, как бы российские учителя, логопеды, методисты, доктора наук и академики ни возражали на приведенные здесь рассуждения, — (доктора и академики просто обязаны возражать, ведь они именно тем и заслужили свои степени, что не только усердно выучили, но развили вширь и углубили внутрь фонетическую теорию) — однако Лингвистический энциклопедический словарь Научного издательства «Большая Российская энциклопедия» (достаточно авторитетный источник для ученого читателя?) утверждает, что для русского языка минимальной произносительной единицей речи является вовсе не буква и не фонема, а именно слог. Жаль, что в своем определении даже этот авторитетный словарь совершенно по-бытовому употребляет слово «звук» вместо слова «фонема»:

«Слог — это фонетико-фонологическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком [подчеркнуто Л.Ш., правильно было бы фонема] и речевым тактом… С точки зрения речедвигательного управления слог есть минимальная цепочка звуков, внутри которой действуют правила коартикуляции (наложение артикуляции последующего звука на артикуляцию предыдущего) <…> Предполагается, что слог реализуется не как последовательность составляющих его звуков, а как цельный артикуляционный комплекс, то есть задается единым блоком нейрофизиологических команд к мышцам.» [9]

Из этого определения видно, что слог есть «минимальная цепочка», а значит разделить его на еще более мелкие составляющие элементы в реальной устной речи невозможно. И если дети произносят слог как неразрывный «цельный артикуляционный комплекс», который «задается единым блогом нейрофизических команд», то логично, что именно эту звуковую величину, без искажения далее не делимую, они называют звуком.

Необходимо уточнить, что речь идет именно об открытых слогах типа «С+Г» (согласный+гласный), а не о всяких разных слогах с несколькими согласными.

«Слогоразделы в интерактивных комплексах согласных неопределенны ввиду невыраженности дистрибутивных схем слога (о-стрый / ос-трый / ост-рый)» [10]

Другими словами, связи между примыкающими согласными в слоге настолько слабы, что даже архинатренированные взрослые специалисты оказываются до сих пор не способны договориться, как же правильно делить слова на слоги. Что считать грамотным переносом слов со строки на строку — это остается в академической науке большим вопросом. Требовать от дошкольника «правильного» слогоделения, причем требовать еще до того, как он научился читать — это есть совсем не корректно по отношению к ребенку. Без умения читать ребенок оказывается не способен понять фонемо-буквенный и слоговый строй речи, как беззубый грудничок оказывается неспособен жевать кусочки мяса.

Поразмышляйте, последите за собственной артикуляцией, и вы сами убедитесь, что М в слове МАМА произносится несколько иначе, чем М в слове МУХА. В слове МУХА губы вытягиваются вперед трубочкой еще до того, как началось М. Когда логопеды и учителя для демонстрации усиленно удлиняют М в слоге МУ, чтобы показать ребенку, что М от У отделяемы — они в этот момент просто подменяют одни звуки другими и произносят ММУ вместо МУ. Дети каждый раз с удивлением не могут понять, как же это взрослый не слышит разницу между столь разными МУ и ММУ. Ведь дети не могут предположить, что у взрослых уже давно испорчен нормальный слух, но зато развит слух фонематический. Если бы у каждого из этих слов МУ и ММУ было в русском языке свое собственное лексическое значение, например как в словах СУ (в смысле «французская монетка») и ССУ (в смысле «писаю»), то ребенок сразу указал бы взрослому на неправомерность такой подмены.

Увы, подменой понятий «звук» и «фонема» в российской литературе грешат практически все авторы, и призывы Бодуэна де Куртене не смогли изменить эту средневековую традицию. В приведенных нами выше цитатах и Л.Е.Журова, и Н.А.Зайцев, и преподаватели школы Langust тоже вместо слова «фонема» употребляют слово «звук». И на наш взгляд, именно эта малюсенькая подмена создает столь много проблем в европейской педагогике. А ведь если бы уважаемая Л.Е.Журова не путала эти два столь разных понятия, то ее собственная цитата могла бы стать ответом на ею же выдвинутый вопрос. Сейчас мы не поленимся и еще раз повторим отрывок из статьи Журовой, на этот раз заменив, где это необходимо, слова «звук» и «фонема». Места замены и незамены мы подчеркнем:

Полезные советы

Проблем с нарушениями распознавания и воспроизведения фонем обычно не бывает в семьях, где с ребенком разговаривают. С самого его рождения. Нет разницы, о чем говорить с младенцем — о погоде, природе или квантовой физике. Не столь важно, поймет ли он сказанное. Важно, чтобы с рождения ребенок слышал и воспринимал человеческую речь, ее богатые интонации, ритмический рисунок.

По мере взросления малыша ему нужно показывать и рассказывать (обязательно озвучивать), как устроен мир вокруг, как называют те или иные интересующие его предметы, явления, вещи.

Родителям рекомендуется отказаться от «сюсюканья» – если мама коверкает слова с обилием уменьшительно-ласкательных суффиксов (бибичка — машина, манюнька — малыш), то ребенку просто негде взять правильного примера нормального говорения.

О том, как выявить у ребенка нарушение фонематического слуха, смотрите в следующем видео.

Подводя итоги

ФФНР — серьезный речевой дефект. Он требует к себе максимального внимания, чтобы как можно быстрее пройти путь к нормализации речи. Врачебная практика направлена не только на устранение имеющихся проблем с произношением, но и на правильное развитие речи в будущем. Разработанные методики и опыт специалистов помогут ребенку улучшить мышление и память. Научиться правильно говорить и проводить логическую цепочку от слова — к его восприятию и передаче в словах и письме.

Ссылка на основную публикацию
Похожее