Уважаемые пациенты. Обращаем ваше внимание на изменение цем с 01 марта 2024 года.
Вертолётчиков 5к1
Весенняя 8
Вертолётчиков 5к1
Весенняя 8
Вернуться назад

Занятие в старшей логопедической группе: «Лексическая тема Овощи»

image

Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных: салат, суп, сок, огурец, помидор (томат), картофель, свекла, морковь, лук, репа, капуста, редиска, перец, чеснок, баклажан, кабачок, патиссон, зелень, петрушка, укроп, редька, тыква, бобы, фасоль, горох, стручки, ботва, корни, плоды, семена, клубни, листья, кочан, салат, свекольник, винегрет, сок, мешок, ящик, дорожка, урожай, огород, грядка, земля, посадка, полив; прилагательных: разноцветный, большой, длинный, короткий, треугольный, овальный, спелый, неспелый, зрелый незрелый, сырой, вареный, твердый, мягкий, горький, сладкий, кислый, соленый, сочный, полезный, легкий, тяжелый, свежий, крупный, мелкий, красный, зеленый, желтый, спелый, неспелый, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, соленый, маринованный, консервированный, сырой, вареный, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, продолговатый, гладкий, созревший, душистый, ароматный, сочный, овощной; глаголов: сажать, ухаживать, расти, сеять, рыхлить, зреть, поливать, поспевать, собирать, брызгать, выдергивать, выкапывать, срезать, мыть, натирать, варить, тушить, жарить, кушать, хрустеть, заготавливать, солить, квасить, консервировать, мариновать, выращивать, расти, зреть, поливать, полоть, убирать, копать, срывать, выдергивать, собирать, сушить, выжимать, тереть, угощать, чистить, делиться; наречий: высоко, низко, вкусно, невкусно, полезно, вредно.

Игры и упражнения

Игра «Жадина» (детям 4—8 лет) К названию каждого овоща добавляем слово «мой», «моя», «мое» (моя морковь, мой огурец) Игра «Один – много» (детям 4—8 лет). До 5 лет вариант игры укорочен (без слова много). Помидор — помидоры — много помидоров картофель — картофель — много картофеля (картошки) баклажан — баклажаны — много баклажанов перец — перцы — много перцев кабачок — кабачки — много кабачков тыква — тыквы — много тыкв морковь — моркови — много моркови свёкла — свёклы — много свёклы (свёкол — в значении «много штук») лук (луковица) — лук (луковицы) — много лука (луковиц) репа — репы — много реп редька — редьки — много редьки (редек — в значении «много штук») чеснок — чеснок — много чеснока (много головок чеснока) петрушка — петрушка — много петрушки огурец — огурцы — много огурцов перец — перцы — много перцев (в значении «много штук») кочан — кочаны — много кочанов горошина — горошины — много горошин стручок — стручки — много стручков Упражнение «Назови ласково» (детям от 4 лет) Огурец — огурчик — огурчики помидор — помидорчик — помидорчики картофель — картошечка — картошечки баклажан — баклажанчик — баклажанчики перец — перчик — перчики тыква — тыковка (тыквочка) — тыковки редис — редисочка — редисочки морковь — морковка (морковочка) — морковки свекла — свеколка (свеколочка) — свеколки лук (луковица) — лучок (луковичка) — луковички репа — репка (репочка) — репки чеснок — чесночок — чесночки петрушка — петрушечка — петрушечки укроп — укропчик — укропчики капуста — капусточка — капусточки фасоль — фасолинка — фасолинки Игра «Скажи наоборот» (детям от 5 лет) Кабачок большой, а огурец — маленький картофель крупный, а редис — … (мелкий) перец внутри пустой, а морковь — … (полная) помидор мягкий, а огурец — … (твердый)

Игра «Скажи наоборот» (детям от 6 лет) Хорошая грядка — ……. плохая грядка Старый картофель — …….. молодой картофель Тяжелый мешок — …… легкий мешок Большой урожай — ………. маленький урожай Чистая морковка — ……… грязная морковка Спелый помидор — …… неспелый помидор Упражнение «Закончи предложение» (детям от 5 лет) Помидор круглый, а морковь… (продолговатая). Помидор красный, а морковь… Помидор мягкий, а морковь… Помидор кислый, а морковь… У помидора внутри семечки, а у моркови… Помидор растет на земле, а морковь… (в земле). Игра «Названия соков» (детям от 5 лет) Сок из огурца — огуречный сок Сок из свёклы — свекольный сок Сок из лука — луковый сок Сок из помидоров — томатный сок Сок из капусты — капустный сок Сок из тыквы — тыквенный сок Сок из моркови — морковный сок Игра «Кто назовет больше качеств».Закрепляем умение согласовывать существительные и прилагательные, обозначающих цвет, форму, размер, вкус.

Цвет — красный, оранжевый, зеленый… Вкус — кислый, сладкий, горький… Форма — круглая, овальная, треугольная… Поверхность — гладкая, шершавая, неровная… Помидор (какой?) красный, круглый, сочный, сладкий, мягкий… Свёкла (какая?) бордовая, круглая, сочная, сладкая, твердая… Развитие слухового внимания. Исправленные предложения надо проговорить целиком. Картофельное пюре приготовим из моркови. Свекольный салат приготовим из чеснока. Морковный сок приготовим из лука. Капустный пирог приготовим из кабачка. Огуречный салат приготовим из помидоров. Гороховый суп приготовим из редиски. Тыквенное повидло приготовим из укропа. Игра «Посчитай» (для детей от 5 лет) 1 помидор — 2 помидора — 5 помидоров 1 огурец — 2 огурца — 5 огурцов 1 кабачок — 2 кабачка — 5 кабачков 1 перец — 2 перца — 5 перцев 1 свёкла — 2 свёклы — 5 свёкол 1 кочан капусты — 2 кочана капусты — 5 кочанов капусты 1 головка чеснока — 2 головки чеснока —- 5 головок чеснока 1 долька чеснока — 2 дольки чеснока — 5 долек чеснока 1 стручок гороха — 2 стручка гороха — 5 стручков гороха 1 горошина – 2 горошины — 5 горошин В 6-7 лет можно усложнить это упражнение добавляя к существительному подходящее прилагательное. Один хрустящий огурец, два хрустящих огурца и т.д. «Убираем урожай» (детям от 6 лет) Взрослый показывает картинки овощей и просит ребенка ответить на вопрос: «Как убирают этот овощ?». Ребенок составляет предложения — например: капусту срезают и т.д. Морковь, свеклу, репу, редис — … (дергают) Огурцы, помидоры, горох — … (срывают) Капусту — … (срезают) Картофель — … (выкапывают) Классификация понятий «Какие слово лишнее и почему?» Лук, репа, подорожник, салат (подорожник – это не овощ, а трава); чеснок, редис, свёкла, смородина кабачки, клубника, огурцы, картофель ромашка, перец, баклажан, тыква Игра «Угадай овощ по его части». Кочан – Ботва – Стручок — Корень – Долька – Стебель – Початок – Зубчик– Клубень – Пучок – Игра «Кто назовет больше качеств». Цель: согласование существительных и прилагательных, обозначающих цвет, форму, размер, вкус. Цвет — красный, оранжевый, зеленый… Вкус — кислый, сладкий, горький… Форма — круглая, овальная, треугольная… Поверхность — гладкая, шершавая, неровная… Помидор (какой?) красный, круглый, сочный, сладкий, мягкий… Свёкла (какая?) бордовая, круглая, сочная, сладкая, твердая…

Конспект НОД в средней группе детского сада на тему «Овощи»

Непосредственно-образовательная деятельность для детей 4-5 лет на тему «Овощи»

Программные задачи: 1. Закреплять и уточнять знания детей об овощах; 2. Продолжать формировать умение отгадывать загадки; 3. Развивать речевую активность, внимание; 4. Развивать умение отличать овощи на ощупь и вкус; 5. Упражнять в подборе прилагательных; 6. Воспитывать старательность при выполнении заданий. Материал: • Овощи; • Муляжи овощей; • Непрозрачный мешочек; • Картинки для раскрашивания «овощи»; • Карандаши, фломастеры. Ход занятия: Воспитатель: Сегодняшнее наше занятие я начну с загадок. Для того, чтобы их отгадать, вам нужно их внимательно прослушать. Вы готовы? Дети: Да Загадки Лето целое старалась- Одевалась, одевалась … А как осень подошла, Нам одежки отдала. Сотню одежонок Сложили мы в бочонок. — капуста — За кудрявый хохолок Лису из норки поволок. На ощупь – очень гладкая, На вкус – как сахар сладкая. — морковь – Никого не огорчает, А всех плакать заставляет. — лук – В огороде – желтый мяч, Только не бежит он вскачь, Он как полная луна, Вкусные в нем семена. — тыква – Как на нашей грядке Выросли загадки Сочные да крупные, Вот такие круглые. Летом зеленеют, К осени краснеют. помидоры Наши поросятки выросли на грядке, К солнышку бочком, хвостики крючком. Эти поросятки играют с нами в прятки… Огурцы Если хочешь винегрет — В огород за ней сходи, У неё красивый цвет И снаружи, и внутри! Свекла Он бывает очень разный- Зеленый, желтый, красный, И жгучий он, и сладкий Стоит знать его повадки. Перец Воспитатель: Молодцы! Вы все очень внимательные и сообразительные. Угадали и морковь, и капусту, и лук, и перец. А как же все это можно назвать одним словом? Дети: Овощи. Воспитатель: Правильно. Именно о них мы сегодня и поговорим. «Овощи» — тема нашего занятия сегодня. БеседаВоспитатель: А кто из вас знает, чем отличаются овощи от фруктов? Ответы детейВоспитатель: Где растут овощи? Дети: Овощи растут на грядке, в огороде Воспитатель: Как называется профессия человека, который выращивает овощи? Дети: Овощевод Воспитатель: Для чего нужны овощи? Дети: Овощи нужны для того, чтобы употреблять их в пищу Воспитатель: Что можно приготовить из овощей? Дети: Салат, борщ, щи, пожарить, есть сырыми и т.д. На столе лежат овощи (или муляжи)Игра «Чего не стало?»Дети закрывают глаза. Педагог убирает один из овощей, дети открывают глаза и отвечают, чего не стало.Игра «Чудесный мешочек»Педагог складывает муляжи овощей в непрозрачный мешочек. Дети по очереди на ощупь должны узнать овощиВоспитатель: Молодцы! А кто из вас любит кушать овощи? Ответы детейВоспитатель: Ребята, овощи очень полезны, в них много витаминов. Их обязательно нужно есть. Но прежде чем их съесть необходимо сделать очень важное дело. Какое? Дети: Помыть их Воспитатель: Правильно. Игра «Угадай на вкус»Воспитатель: Я помыла все овощи и хочу вас ими угостить. Но не просто угостить, а так, чтобы вы угадали овощ на вкус. Для этого вам нужно закрыть глаза. Педагог дает детям по маленькому кусочку овоща, дети угадывают. !!! Примечание: Педагог должен точно знать, нет ли у детей аллергии на те или иные овощи.Воспитатель: Хорошо, вы справились с заданием. Как вы уже заметили, овощи бывают разными на вкус, цвет, ощупь. Подберите подходящее описание для каждого овоща. Игра «Какой овощ?»Детям демонстрируются картинки с изображением овощей, и предлагается дать им характеристику: Лук – горький, белый, ароматный, круглый; Морковь – оранжевая, длинная, сладкая, вкусная, полезная и т.д. Воспитатель: Теперь вы все знаете об овощах их вкусе, цвете и форме. Предлагаю присесть за столы и раскрасить картинки.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы Конспект НОД по математическому развитию в средней группе Кроссворд с ответами для детей 6-7 лет. Овощи Конспект занятия по познанию на тему «Овощи». Вторая младшая группа

Похожие статьи:

Загадки об овощах для детей 6-7 лет с ответами

Стихи про овощи и фрукты для детей 5-7 лет

Пальчиковая гимнастика

Капустка Мы капустку рубим — рубим, Мы капустку солим — солим, Мы капустку трем — трем, Мы капустку жмем — жмем. (Имитация движений.) Овощи У девчушки Зиночки Овощи в корзиночке: Дети делают ладошки «корзинкой». Вот пузатый кабачок Сгибают пальчики, начиная с большого. Положила на бочок, Перец и морковку Уложила ловко, Помидор и огурец. Наша Зина — молодец! Показывают большой палец. Сколько грядок в огороде? В огороде у Федоры Растут на грядках помидоры, А на грядке у Филата Много разного салата. У бабушки Феклы Четыре грядки свеклы. У дядюшки Бориса Очень много есть редиса. У Маши и Антошки Две гряды картошки. Поочередно загибать пальцы на каждые две строчки текста. «Урожай» Рад, два, три, четыре, пять — Поочередно хлопаем то ладошками, то кулачками Поможем урожай собрать. Повторяй за мной зарядку. Загибать пальцы на каждое название овоща В ней звук Т пришел на грядку. Тыква — вот, а вот — томат. Здесь — капуста, здесь — салат, Тмин, картошка, артишок И петрушки корешок. Все, что вырастили мы, Поочередно хлопаем то ладошками, то кулачками Будем есть мы до весны.

Логоритмические упражнения (координация речи и движения)

Картошка Мы картошку накопали, Огурцы с гряды сорвали, Выдернули всю морковку, Срезали капустку ловко И в корзине от земли Вам в подарок принесли. (Приседания, наклоны, имитация движений.) Огород Повторяй за мной зарядку (Шаги на месте.) Мы пришли на нашу грядку. Тыква вот, а вот томат. (Вытянуть руки влево, вправо.) Здесь — капуста, здесь — салат. (Наклониться к левой ноге, затем к правой.) Тмин, картошка, артишок (Выпрямиться. Руки на пояс, к плечам, вверх.) И петрушки корешок. (Руки опустить.) Все, что вырастили мы, (Развести руки в стороны.) Будем есть мы до весны. (Руки вниз, выпрямиться.)

Что откуда сняли?

Цель: уточнять представления о месте роста плодов овощей и фруктов; упражнять в суффиксальном словообразовании. Воспитатель (ведущий) показывает детям и называет картинку («Клубника!»), отдает картинку любому из играющих, который должен ответить, где она выросла. («На клубничной грядке!»)

Куст смородиновый, малиновый, виноградный, крыжовниковый, облепиховый, шиповниковый, ежевичный и т. д.

Дерево — яблоневое, вишневое, персиковое, грушевое, сливовое, апельсиновое, лимонное, мандариновое и т. д.

Дорисуй картинку!

Цель: развивать моторику ведущей руки; конкретизировать представление о внешнем виде овоща (фрукта).

Материал: незаконченные рисунки овощей и фруктов, цветные карандаши.

В. Засветилась у фотографа фотопленка, поэтому все «фотографии» проявились только наполовину. Помогите закончить изображение!

Овощная грядка

Цель: развивать пластичность движений, стимулировать воображение детей, вызывать сочувствие и бережное отношение к молодым росткам любых растений.

В. Вокруг себя повернитесь, в семена овощей превратитесь!

Дети садятся на коврик грядку. Закрывают глаза «спят на земле».

В. Как чувствуют себя семена в земле?

Дети отвечают, если воспитатель дотрагивается рукой до кого-либо из них: «мне здесь тепло», «А мне тяжело под землей и трудно дышать», «А мне пить хочется», «А мне хочется поскорее отсюда выбраться к солнышку» и т. д.

В. Дождик, дождик, полей мою грядку!

Солнышко, солнышко, согрей мою землю!

Воспитатель включает медленную музыку, дети-семена под эту музыку изображают в движениях «пробуждение» семян. Воспитатель также подходит к любому из детей и спрашивает: «Что ты сейчас делаешь?»

  • Я пью корешками воду!
  • Я маленьким росточком выглянул из земли!
  • Я расправил первые два лепестка, тянусь к солнышку!
  • Я качаюсь под легким дуновением ветерка и греюсь на солнышке!
  • Я умываюсь под теплым дождиком!
  • У меня появились цветочки! (Все дети расправляют ладошки и улыбаются «расцвели».)

Затем все дети раздувают щеки, надувают животики созревают плоды.

В. Что выросло на моей грядке?

Дети по очереди должны назвать овощ и сесть на свой стульчик за столом. Но при этом нельзя повторять название овоща. Для этого воспитатель выставляет на полотне картинку с изображением названного каждым ребенком овоща.

Запретная картинка

Цель: тренировать внимание, активизировать словарь.

В. Как называется отдел в магазине, где продаются овощи? (Овощной.) В магазине мы выбираем себе овощи (в ряд расставлены предметные картинки с изображением овощей и среди них — несколько фруктов).

Дети хором называют картинки, которые показывает воспитатель, но только овощи, а фрукты называть нельзя. Кто ошибается, выходит из игры.

Веселый повар

Цель: активизировать словарь по теме «овощи — фрукты», «Продукты питания»; упражнять детей в практическом усвоении приемов суффиксального словообразования.

В. Купил веселый повар в магазине разные овощи, фрукты, грибы и ягоды и задумался, что из чего можно приготовить. Ему надо сделать суп, салат, компот, пирог, варенье, пюре, кашу, оладьи и т. п. Поможем ему?

Дети берут по одной картинке с изображением овоща, фрукта, ягоды. Воспитатель называет блюдо: «Суп!»

Каждый ребенок выбирает одну из своих картинок и предлагает название этого блюда: «Суп капустный щи!», «Суп картофельный!», «Суп свекольный борщ!» (дети одобряют), «Суп яблочный!» (дети не принимают).

Ребенок, который ошибся, должен предложить всевозможные блюда из названного им фрукта из яблок: пюре, компот, варенье.

Затем воспитатель предлагает другое блюдо: «Варенье!» Игра продолжается в том же порядке.

Ссылка на основную публикацию
Похожее