Уважаемые пациенты. Обращаем ваше внимание на изменение цем с 01 марта 2024 года.
Вертолётчиков 5к1
Весенняя 8
Вертолётчиков 5к1
Весенняя 8
Вернуться назад

Как делать логопедический массаж детям в домашних условиях?

image

Что такое массаж для развития речи?

Как он поможет улучшить речь ребенка?

Какие виды речевого массажа можно делать дома самостоятельно, а какие нужно доверить специалисту?

На эти и другие вопросы мы ответим в этой статье.

Массаж ладошек для развития речи

    Приемы активного массажаМассаж лица для развития речи

      Массаж щекМассаж ртаМассаж подбородкаМассаж воротниковой зоны при задержке речевого развития

      Что это и для чего он нужен?

      Логопедический массаж должен назначаться и проводиться специалистом. Но если у родителей нет возможности найти в своем городе врача-логопеда, или по каким-то другим причинам они не имеют возможности водить свое чадо на сеансы, им следует в домашних условиях делать несложные упражнения.

      Цель таких занятий заключается в следующем:

      • повысить или расслабить тонус мускулатуры;
      • сформировать скоординированные движения неба, языка и других органов артикуляции;
      • исправить речевые нарушения.

      Показания

      Физическое воздействие на мускулатуру лица и ротовой полости в виде логопедического массажа показано при отсутствии моторики артикуляции и слабой подвижности мимических мышц, языка, щек. Таким образом, упражнения рекомендуется делать не только детям, но и взрослым (например, после инсульта или черепно-мозговой травмы).

      Основные показания к логомассажу в раннем возрасте:

      • дизартрия, при которой нарушается иннервация речевого аппарата;
      • ринолалия, обусловленная дефектами строения связок и мышц ротовой полости;
      • дислалия на фоне укороченной подъязычной связки;

        image

      • родовые травмы;
      • врожденные дефекты ротовой полости, губ, языка;
      • заикание;
      • церебральный паралич.

      Чаще всего логомассаж проводят детям с дизартрией. Трудности в проговаривании отдельных звуков нередко бывают вызваны поражением заднелобных и подкорковых мозговых структур.

      При своевременной коррекции эта проблема легко устраняется. Чтобы поставить ребенку правильную артикуляцию при данном диагнозе, логопеды зачастую назначают лечебные программы по методам докторов Архиповой, Дьяковой, Новиковой.

      Второе распространенное основание для прохождения курса логомассажа – детский церебральный паралич (ДЦП). При повышении общего мышечного тонуса у ребенка возникают сложности не только в плане физической активности, но и речевого общения.

      Также логомассаж может быть использован в качестве элемента реабилитационной программы после хирургического лечения физиологических изъянов полости рта и челюстно-лицевой зоны (заячья губа, волчья пасть, короткая уздечка). Перед началом логопедического лечения ребенок должен получить консультацию невролога для получения заключения об отсутствии противопоказаний.

      Какова польза?

      Польза от ежедневных занятий с малышом будет заключаться в следующем:

      1. Уменьшится слюнотечение.
      2. Снизится психо-эмоциональное перенапряжение.
      3. Произойдет корректировка звуков.
      4. Будет проведена работа над нормализацией показателей речевого дыхания.
      5. Откорректируются такие нарушения: дизартрия, голос, заикание, ринолалия.
      6. Произойдет увеличение тонуса мышечных тканей лица.
      7. Закрепится глоточный рефлекс.
      8. Улучшится состояние голоса и т. д.

      Основные методики

      В настоящее время применяются четыре основные методики логопедического массажа:

      1. Классическая. Осуществляется поглаживание, похлопывание, постукивание, вибрации, растирание.
      2. Точечная. Осуществляется прямое воздействие на биологически-активные участки.
      3. Сегментарно-рефлекторная. Движения позаимствованы из классической методики, но они выполняются на определенных зонах.
      4. Зондовая. Движения выполняются посредством специальных инструментов.

      При ЗРР

      Логомассаж для детей с этим диагнозом предполагает использование традиционных техник. Воздействие на мускулатуру осуществляется путем поглаживания, разминаний и вибрации.

      При задержке речевого развития массажировать нужно все части лица с повторением каждого движения 8-10 раз:

      • Лоб стимулируется ладонью, поглаживающими движениями, направленными от середины к вискам, или вибромассажером от бровей к верху.
      • Массирование щек должно представлять собой легкое потягивание тканей от уголков рта по мускулатуре, направленной к вискам. Затем поглаживают участки от линии скул до подбородка.
      • На область носа и носогубной складки воздействуют поглаживающими и легкими вибрационными движениями, переходя к уголкам рта.
      • Кожу на участке над верхней губой следует плавно растягивать и растирать большими пальцами рук.

      Виды

      В домашних условиях родители могут выполнять несложные массажные движения:

      1. Языка. Перед началом массажных манипуляций младенцу придется расслабить все челюстные мышечные ткани. Также такое требование предъявляется к мышцам шеи и плечевого аппарата. Крайне важно убедиться в том, что ребеночек расслабил кончик язычка. В том случае если во время упражнений у малыша возникает рвотный рефлекс или происходит спазмирование, то мамочке следует массировать только кончик. Постепенно нужно заставлять ребеночка высовывать язычок, чтобы он не испытывал никакого дискомфорта.
      2. Губ.
      3. Шеи. Все манипуляции необходимо выполнять за два часа до или после трапезы.
      4. Ушей. Комплекс специальных упражнений помогает стимулировать артикуляционный аппарат.
      5. Рук. Каждый пальчик младенца отвечает за конкретный орган. Например, указательный за ЖКТ, мизинчик за сердце, средний пальчик за позвоночный столб, безымянный за печенку, большой палец за мозг. Специалисты рекомендуют начинать массажные манипуляции именно с пальчиков, постепенно увеличивая область воздействия.
      6. Ложками.

      Ищите ответ на вопрос — как увеличить губы в домашних условиях с помощью никотиновой кислоты? Тогда вам просто необходимо перейти по ссылке, и прочесть статью. А прочесть о первых симптомах гайморита у взрослых и лечении в домашних условиях, вы сможете по ссылке.

      Простой массаж для рук

      Каждый палец связан с определенным органом, вследствие чего воздействие на руки оказывает влияние и на другие участки тела. Самостоятельно выполнять массаж рук необходимо в следующей последовательности:

      1. Помойте руки с мылом. Продезинфицируйте специальным средством. Разотрите в руках немного детского или массажного крема.
      2. Помассируйте каждую фалангу мизинчика, начиная от ногтя и двигаясь вниз, до основания ладони. Выполнять можно одновременно на 2-х руках. Повторите процедуру на остальных пальцах.
      3. Выполните надавливания на подушечки пальчиков 3-10 раз. Сначала выполняйте легкие надавливания, затем постепенно усильте нажим.
      4. Указательным пальцем выполните круговые поглаживающие движения по ладони в направлении по часовой стрелке. Предложите ребенку самому помассировать ладошки, произнося при этом стишок «Сорока-белобока».
      5. Нарисуйте указательным пальцем на ладони спираль. Начните с края ладони и двигайтесь к центру.
      6. Используйте кольцевой массажер. Наденьте и снимите его с мизинца. Повторите на других пальчиках.
      7. Прижмите маленьким резиновый мячик с шипами к ладони. Покатайте его по ладошке, начиная от запястья и доходя до кончиков пальцев. Можно использовать массажную щетку.
      8. Насыпьте в емкость крупу разной формы и размера. Опускайте в нее пальцы ребенка.

      Массаж для рук абсолютно безопасен для малышей.

      Языка

      Мамочкам необходимо действовать таким образом:

      1. Кончик язычка фиксируется двумя пальцами, после чего им выполняются движения вверх и вниз, налево и направо, вперед и назад.
      2. Поверхность языка, которому снизу нужно обеспечить поддержку, поглаживается посредством большого пальца.
      3. Создаются вибрации, для чего делаются неинтенсивные постукивания.
      4. Осуществляется массирование уздечки.
      5. Поверхность язычка поглаживается посредством кусочков тканей, имеющих разную текстуру.

      Техника и условия для проведения

      Чтобы в домашних условиях проводить эффективные занятия с ребенком, родители должны создать тишину и покой, так как в противном случае он будет постоянно отвлекаться.

      В помещении должно быть достаточно светло, а также присутствовать доступ свежего воздуха. Руки родителя предварительно должны быть вымыты и продезинфицированы, согреты.

      Первое занятие должно быть непродолжительным, максимум десять минут, чтобы малышу не стало скучно.

      Постепенно временной промежуток, выделяемый для массажных упражнений, должен увеличиваться, и через неделю составлять минимум 25-ть минут.

      Специалисты рекомендуют мамочкам провести с малышами не менее 15-ти сеансов.

      Для них они должны приобрести в аптечных сетях растительные масла, которые являются гипоаллергенными.

      Если занятия будут проводиться с грудничками, то следует задействовать стерильные перчатки и маски для предотвращения выделения из ЛОР-органов вирусов и бактерий.

      Массаж ложками

      Массаж выполняется 2-мя пластмассовыми либо силиконовыми ложечками:

      • погладьте несколько раз губы выгнутой частью ложек;
      • выполните движения ложечками по губам по кругу;
      • слегка придавите носогубную складку кончиком ложечки;
      • поскребите ложками по губам;
      • выгнутой частью по кругу помассируйте щеки и подбородок;
      • повторите для висков, на верхнем и нижнем веке;
      • разотрите скулы, область между бровями.

      Завершите всю процедуру массирования, нежно поглаживая голову, щеки, лицо малыша. Скажите, какой он молодец.

      Логопедический массаж необходимо выполнять очень осторожно, без причинения ребенку неудобства. Для положительных результатов сеансы должны вызывать у детей только положительные эмоции.

      Массаж ложками – действенный способ исправления дефектов речи. Данный тип массажа проводится логопедом или родителем при участии самого ребенка. Ребенку дается 2 ложки в обе руки, и он повторяет движения, показанные взрослым. Все упражнения выполняются под чтение стихов.

      Стихотворение содержит инструкции, описывает порядок и способ выполнения упражнения. Движения включают растирания, надавливания, постукивания различными частями ложки (черенком, выпуклой стороной, внутренней стороной)

      Какие нарушения можно устранить?

      Благодаря ежедневным занятиям мамочкам удастся добиться таких положительных результатов:

      • устранятся судороги;
      • исчезнет заикание;
      • нормализуется тонус артикуляционной мускулатуры;
      • активизируются мышцы речевого аппарата (периферического);
      • нормализуется речь и т. д.

      Первые результаты будут заметны уже после пятого сеанса.

      Если у малыша наблюдаются тяжелые речевые нарушения, то эффект от выполнения ежедневных массажных упражнений станет заметен уже на восьмом сеансе.

      А известно ли вам, что от зубного камня можно избавиться в домашних условиях при помощи грецкого ореха? Узнать, как это сделать, можно здесь. Можно ли во время беременности лечить зубы с анестезией, вы прочтете здесь.

      А прочесть больше о лечении пародонтоза в домашних условиях перекисью водорода и содой, вы сможете по ссылке.

      Разминка перед массажем

      Сразу приступать к занятию, минуя разминку, логопеды не рекомендуют. Этот этап помогает создать правильный эмоциональный настрой у ребенка, разогреть лицевые мышцы и подготовить речевой аппарат. Разминку нужно проводить на протяжении нескольких минут каждый день.

      Состоять она должна из:

      • дыхательной гимнастики;
      • простых упражнений, активизирующих мимическую мускулатуру.

      Среди способов проведения логопедической разминки самым эффективным считается игровой. Например, ребенку ставят задачу изобразить конкретного героя из сказки или мультфильма, пользуясь только мимикой своего лица.

      Дыхательная гимнастика

      Существует большое количество упражнений, которые задействуют логопеды при работе с юными пациентами, имеющими речевые нарушения.

      В домашних условиях мамочки могут их выполнять, благодаря чему ускорится процесс становления речи у их чад:

      1. Берется ватный шарик, на который младенец должен дуть с такой силой, чтобы он пролетел как можно дальше.
      2. На кончик языка малышу ложится небольшой квадратик бумажки, которую он должен сдуть направленной воздушной струей.
      3. Ребенок учится распределять по бокам воздушную струю.
      4. Берется чистый стеклянный пузырек, подносится к личику малыша. Он должен кончиком язычка коснуться горлышка, после чего делается плавный вдох. Если во время упражнения не получился свистящий звук, то все начинается сначала.
      5. На тарелочке раскладываются сухие травы, фрукты или овощи с характерным ароматом. После этого ребенок должен их все понюхать, чтобы запомнить запахи. Далее ему завязываются глаза, и он в таком состоянии должен угадать какие на тарелке лежат предметы.
      6. В стакан наливается вода, после чего малышу выдается соломинка, через которую он должен сильно дуть. В конечном итоге вода должна забурлить, при этом губы должны оставаться неподвижными, а щеки не должны надуваться.
      7. Расставляются легкие фигурки, на которые участники занятия должны дуть. Чья фигурка дальше улетит, тот и выиграл.

      Особенности массажа дома

      Логопедический массаж языка помогает справиться со следующими задачами:

      1. Корректирование правильного звукопроизношения.
      2. Нормализация и формирование дыхания (диафрагмального, а не верхнего или ключичного).
      3. Улучшение состояния и качества голоса и голосовых связок.
      4. Укрепление глоточных рефлексов.
      5. Нормализация правильной траектории движения органов артикуляции.

      Родители должны знать, что существует ряд противопоказаний. Они носят временный характер и требуют отложить занятие на некоторое время. Например, детский логопедический массаж не рекомендуется делать при следующих обстоятельствах:

      • повышенной температуре;
      • простудном или остром респираторном заболевании;
      • воспалении дёсен;
      • стоматите;
      • конъюнктивите;
      • нарушениях лимфооттока;
      • увеличении лимфатических узлов;
      • при наличии крови в кале;
      • герпетической инфекции.

      Перед началом процедуры логопед исследует состояние мимических, артикуляторных мышц, общей, ручной моторики. Определяет в каком они состоянии: напряжены или пассивны, имеются ли подёргивания, асимметрия в работе мышц, в зависимости от этого подбирает соответствующий набор упражнений. Во время сеанса массажа специалист подробно рассказывает и показывает тонкости проведения процедуры родителям. Они же, в свою очередь, для закрепления полученного результата, проводят их дома.

      Массаж для развития речи рекомендуется делать в несколько циклов, каждый из которых включает в себя 10 сеансов. Сеансы проводятся либо каждый день, либо через день. Промежуток между циклами составляет 1–2 месяца. Если нет возможности частого визита к логопеду, допускается увеличение расстояния между сеансами, при этом необходимо увеличить их количество.

      Логопедический массаж практически бессмыслен без одновременно проводимых занятий по коррекции имеющихся речевых нарушений. Поэтому мы проводим его бесплатно в рамках индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения.

      Продолжительность первых сеансов должна составлять около 5 минут. Постепенно время и количество упражнений увеличивается. Малышам, у которых были обнаружены серьёзные проблемы с развитием речевого аппарата, длительность первых занятий составляет всего 1–2 минуты, тем самым мы постепенно приучаем их к этому процессу, чтобы не вызвать негативного отношение к массажу и добиться необходимого результата.

      В зависимости от нарушения речи у детей, специалист выбирает определённый вид массажа (руками, зондами, ложками и др.) и технику его выполнения. Следует учитывать, что логопедический массаж языка вспомогательными средствами должен проводиться не ежедневно, так как можно вызвать раздражение языковых рецепторов. Оптимальным вариантом считается выполнение через день.

      Зондовый массаж — это самый эффективный метод, так как зонды имеют разную форму и функции, что позволяет достичь необходимого эффекта значительно быстрее.

      Вы можете ускорить процесс коррекции нарушения, проводя массаж самостоятельно. Для занятий с ребёнком не требуется покупать каких-то специальных зондов, которые можно увидеть у логопеда, когда он выполняет процедуру. В работе с ребёнком дома можно использовать тёплые руки взрослого или обычные ложки, зубную щётку.

      Противопоказаниями к назначению логопедического массажа могут послужить:

      • простудные заболевания, ОРЗ, ОРВИ;
      • герпесные высыпания на лице, губах;
      • повышенное внутричерепное давление;
      • злокачественные новообразования;
      • открытая форма туберкулеза;
      • воспалительные процессы в ротовой полости (стоматит, гингивит и др.);
      • увеличение лимфоузлов;
      • воспаление глаз (конъюнктивит);
      • кожные заболевания, сыпь, чирьи, грибок;
      • заболевания горла;
      • повышенная хрупкость капилляров;
      • травмы лица, ротовой полости, языка;
      • эпилепсия.

      При устранении причины противопоказания массаж может быть назначен через 10 дней.

      При проведении коррекционной логопедической работы с ребенком, имеющим нарушение речи, логопедический массаж выступает как дополнение к занятиям с логопедом, дефектологом, рефлексотерапии и лекарственной терапии. Для проведения процедуры логопедического массажа дома следует получить консультацию логопеда или пройти кратковременную стажировку.

      Дома массаж можно проводить при помощи зубных щеток или ложек разного размера. Следует учесть, что такие процедуры нельзя проводить ежедневно, так как возможно чрезмерное раздражение или даже повреждение слизистой оболочки и тканей. Логопеды рекомендуют проводить массаж ложками и щетками через день.

      Ссылка на основную публикацию
      Похожее